Новости Санкт-Петербурга
Мы в Telegram
Добавить новость
Все города России от А до Я
Россия24.proнепрерывные новости из регионов России 24/7 на русском + новости Москвы и Подмосковья от Moscow.Media и мировые новости от RU24.pro и партнёров в календарном формате (вчера, сегодня и сейчас) совместно с 123ru.net и платформой СМИ24.net по технологии 103 NEWS

Исаак Альбениса. Из энциклопедии "Слегка приукрашенные биографии композиторов".

D3.ru
169

Исаак Альбенис.

Музыкальную интуицию Альбениса можно было сравнить с чашей, до краев наполненной счастьем приватизации, которое позволило нам всем купить недвижимость в средиземноморском регионе.
А. Чубайс (предположительно)

В драке ему не очень повезло — на него поставили рояль и Дворжак наступил ему в бороду носочком.

Пиджак Исаака Альбениса разрисован узорчиком Меч–в–камне. Потому что мне у Альбениса больше всего нравится оперная трилогия "Король Артур", хоть я обычно и не особенно по операм... Но там хорошо, особенно Мерлин. Вам кажется, что вы не знаете, но на самом деле кусочек оттудова обожают вставлять в разнообразные рекламы начиная с 90х годов (туда вообще традиционно попадает неожиданно хорошая музыка).

Имя Альбениса неразрывно с новым направлением испанской музыки Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX–XX вв. Примечательно, что тогда никто не обратил внимания на тот факт, что кости по–испански это huesos.

Вдохновителем этого движения был Ф. Педрель, ратовавший за возрождение испанской национальной культуры, за отмену фамилий. Его пыл, по мнению некоторых исследователей, был связан с так называемой комплиментарной перенесенной фрустрацией — его жена не позволила ему назвать сына Педро, и на этой почве он слегка поехал кукушкой.

Первые классические образцы новой испанской музыки создали Альбенис и Гранадос, и их некоторое время ошибочно считали близнецами. Позднее к этому движу притёрся сбоку некто М. Де Фальи, и теперь он там самый известный (так часто бывает в мире шоу–бизнеса). Ренасимьенто охватило всю художественную жизнь Испании, и даже барселонские одноногие проститутки насвистывали оперы Альбениса за работой.

В движении участвовали писатели, поэты, художники: Р. Валье–Инклан, X. Хименес, А. Мачадо, Р. Пидаль, М. Унамуно. Многие из них живы и поныне, хотя некоторым уже по 150–170 лет.

Альбенис родился в Кампродоне, в 10 километрах от границы с Францией, и отец часто искал во внешности маленького Исаака черты испанских и французских пограничников, впрочем, безуспешно.

Исключительные музыкальные способности позволили ему уже в четырехлетнем возрасте выступать вместе со старшей сестрой Клементиной в публичном концерте в Барселоне — пока Исаак играл на фортепиано, Клементина виртуозно подрезала кошельки у зрителей, якобы прохаживаясь со шляпой для донатов. Именно от сестры мальчик получил первые сведения о музыке, жизни, о девочках. В 6 лет Альбенис едет в сопровождении матери в Париж, где берет уроки фортепиано у профессора А. Мармонтеля. Отец, по всей видимости, одобрял подобные упражнения и маму Исаака ни в чем конкретном не подозревал. В 1868 г. в Мадриде было опубликовано первое сочинение юного музыканта — «Военный марш» для фортепиано. У нас нет сведений о том, использовался ли этот марш для фашистских демонстраций во время режима Франко, однако исключать этого нельзя; но заранее Исаака мы в этом подозревать, пожалуй, не станем.

В 1869 г. семья переезжает в Мадрид, и мальчик поступает в консерваторию в класс М. Мендисабаля. Среди историков бытует мнение, что, возможно, семья пыталась найти прошлого профессора Мармонтеля, но в телефонном справочнике их фамилии были рядом, и произошла путаница.

В 10 лет в поисках приключений Альбенис убегает из дома, прихватив асбестовую прихватку, набитую мелочью и отцовскую бритву, в надежде устроиться бродячим цирюльником.

В Кадисе его арестовывают за бритье собак и кур без лицензии и отправляют к родителям, но Альбенис героически сбегает из любящих волосатых рук мамы и папы прямо на пароход, идущий в Южную Америку.

В ходе трансатлантического плавания Альбенис ставит мировой рекорд, съедая за раз восемнадцать бананов, однако представитель книги рекордов отказываются регистрировать достижение, поскольку комиссия устанавливает, что три четверти бананов оказались ворованными.

В Буэнос–Айресе он ведет полную лишений жизнь, и работает портовым грузчиком, чревовещателем, один раз даже развлекает зажиточных горожан полькой в костюме русского медведя; в конце концов мэр города, не в силах терпеть маленького предприимчивого испанца (налогов Альбенис, конечно, не заплатил ни песа), отправляет его на несколько концертов в Аргентину, Уругвай и Бразилию, лишь бы вон из города.

После путешествий на Кубу и в США, где Альбенис, чтобы не умереть с голоду, работает в порту обеденным музыкантом, юноша приезжает в Лейпциг, где занимается в консерватории в классе С. Ядассона (композиция) и в классе К. Рейнеке (фортепиано). Предположительно, средства на консерваторию взялись так: на заработанные в порту деньги Альбенис купил несколько такс, побрил их, откормил отрубями со свиным жиром и продал как чистопородных английских бульдогов, племянников собаки королевы Виктории. Впрочем, подтверждений этому я не нашел — может быть, и выдумки.

В дальнейшем Исаак совершенствуется в Брюссельской консерватории — одной из лучших в Европе, по классу фортепиано у Л. Брассена, а по композиции — у Ф. Геварта, танцам учится у Стефано Халтурино, а готовить брюссельскую капусту у грузинских эмигрантов.

Огромное влияние на Альбениса оказала его встреча с Ф. Листом в Будапеште, куда приехал испанский музыкант.

Лист согласился руководить Альбенисом как продакт менеджер, и одно это являлось высокой оценкой его дарования, потому что Лист стоил дорого в качестве booking–машины и выдавал одну звезду за другой. В 80 — начале 90–х гг. Альбенис ведёт активную и успешную концертную деятельность, гастролирует во многих странах Европы (Германия, Англия, Франция) и Америки (Мексика, Куба). Часто его фанатки едут в отдельной повозке, потому что его фургон уже битком набит полуголыми девицами и пианинами.

Его блестящий пианизм привлекает современников красочностью и виртуозным размахом. Буквально, музыкальные журналисты того времени пишут, что руками на концерте Альбенис машет так виртуозно, что его фрак выдерживает максимум десят минут, после чего рвётся по швам и пахнет горелым.

Испанская пресса в один голос называла его «испанским Рубинштейном». «Исполняя собственные сочинения, Альбенис напоминал Рубинштейна», — писал Педрель. Это никак не связано со злачной улицей в Петербурге; честно говоря, мы не знаем, кто такой Рубинштейн, поэтому возможно, что это просто проявление бытового антисемитизма.

Начиная с 1894 г. композитор живет в Париже, где совершенствуется в области композиции у таких известных французских композиторов, как П. Дюка и В. д’Энди (они были неразлучны, и даже померли в один день; на двери их квартиры была надпись ПДюк и Дэнди, и никто не читал её правильно с первого раза).

У Исаака складываются тесные контакты с К. Дебюсси, творческая личность которого сильно повлияла на Альбениса, на его музыку последних лет.

Про Дебюсси будет скоро отдельный выпуск; сейчас можем только отметить, что Дебюсси любил музыку и драться на рождественских ярмарках после стаканчика крепкого моряцкого грога.

В последние годы жизни Альбенис возглавил движение Ренасимьенто, в котором мы писали в начале нашего труда; реализуя в своем творчестве эстетические принципы забытого, но все ёще живого (правда, непонятно, где ошивающегося) Педреля. Лучшие сочинения Альбениса — образцы подлинно национального и в то же время самобытного стиля. Именно Исаак стал автором известной и поныне поговорки "Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет" в годы его пребывания на Кубе, там и правда пианистов постоянно стреляли; до прихода коммунистов Куба была очень неприятным местом.

Альбенис обращается к популярным песенно–танцевальным жанрам (малагенья, севильяна), воссоздавая в музыке характерные особенности различных областей Испании. Что характерно, его произведения часто пишутся без использования педалей, поскольку сам он по жизни не прекращая пританцовывал. Его музыка вся пропитана народными вокально–речевыми интонациями, бурчание под нос и тихими подвываниями.

Из большого композиторского наследия Альбениса (комическая и лирическая оперы, сарсуэла, произведения для оркестра, голоса) наибольшую ценность представляет фортепианная музыка, а вовсе не его скрипичные этюды (потеряны неаккуратными современниками).

Обращение к испанскому музыкальному фольклору, этому "щедрому и мясистому вымени народного искусства", по выражению Альбениса, оказало решающее влияние на его творческое, интеллектуальное и спортивное развитие. В сочинениях для фортепиано Альбенис использует элементы народной музыки, крестьянских танцев и матерных поговорок, сочетая их с современными приемами композиторского письма, оперным стилем. В фортепианной фактуре часто слышно звучание нормальных народных инструментов — тамбурина, волынки, гитары. Между прочим, за прослушиваем именно музыки Альбениса не раз застукивали нетрезвого Джимми Пейджа из Led Zeppelin в ходе работы над альбомом Led Zeppelin IV, где в композиции Battle for Evermore Джимми играет на мандолине, подражая мотивам Альбениса.

Используя ритмы песенно–танцевальных жанров Кастилии, Арагона, Басконии и особенно часто Андалусии, Альбенис редко ограничивается прямым цитированием народных тем. Лучшие его сочинения: «Испанская сюита», сюита «Испания» ор. 165, цикл «Испанские напевы» ор. 232, цикл из 12 пьес «Иберия» (1905–07) — образцы профессиональной музыки нового направления, где национальная основа органично соединяется с достижениями современного музыкального искусства. В общем, как был фанатом оливок и волосатых пафосных женщин, так и остался. Но любим мы его не за это!

Творческое наследие Альбениса огромно — оно содержит около пятисот сочинений, из них около трехсот для фортепиано; четырнадцать русских романсов (кажется, утерянных), несколько брендбуков, восемь иллюстраций к стихам его соседа Сергио Лежонэ, около двухсот эскизов испанских национальных шаровар и одну скульптуру, хранящуюся традиционно в кабинете мэра Мадрида. Если кто не в курсе, мэр Мадрида (2003–2011) Альберто Руис–Галлардон (Alberto Ruiz–Gallardón), является правнуком Альбениса. Что не помешало ему по самые локти поучаствовать в коррупционном скандале (Дело Лезо).

В общем, лучшими произведениями Альбениса являются те, в которых отображена народно–национальная стихия песен и плясок, колорит и пейзаж Испании, потные девчонки и голые коленки, чего откровенно мало в любимой мною опере Король Артур (Круглый стол).

Таковы сборники «Испанские напевы», «Характеристические пьесы», «Испанские танцы» или сюиты «Испания», «Иберия» (древнее наименование Испании), «Каталония». Среди названий известных пьес встречаем: «Кордова», «Гранада», «Севилья», «Наварра», «Малага» и т. д. Альбенис давал своим пьесам также танцевальные заголовки («Сегидилья», «Малагенья», «Поло» и другие), не сильно заморачиваясь с названиями. Исследователями оспаривается факт, широко признанный на Западе, что Альбенис, дескать, не умел писать и не хотел учиться, и всю жизнь это скрывал. Мне лично кажется, что это глупая выдумка.

Наиболее полно и многосторонне в творчестве Альбениса разработан андалусский стиль фламенко. В пьесах композитора претворены типичные особенности мелодики, ритмики, гармонии, описанные выше. Щедрый мелодист, он придавал своей музыке черты чувственного обаяния и всегда успевал подмигнуть всем симпатичным дамам с первых рядов на своих концертах. Эту привычку он приобрел в Южной Америке, где зачастую, идя на свой концерт, он не знал, где будет ночевать.

В общем, подытоживая, скажу от себя: Молодец Альбенис!
если интересны биографии еще тридцати композиторов — черкните чо–нить, продолжим.

Написал Kotiwta на humor.d3.ru / комментировать

Виллиам де Оливейра не смог назвать «Зенит» «народной командой»

В Кемерове из-за велогонки 1 июня закроют движение по Комсомольскому проспекту

Из Тамбова планируют запустить авиарейсы в Казань

В Москве состоялась научно-практическая конференция «Комплексной безопасности»

Moscow.media

Молдавский политик Шор: в ПМЭФ примут участие депутаты блока «Победа»

Команда свердловского вуза победила в престижном международном чемпионате

Виллиам де Оливейра не смог назвать «Зенит» «народной командой»

В Москве состоялась научно-практическая конференция «Комплексной безопасности»

Музыкальные новости

Новости Санкт-Петербурга


Санкт-Петербург

Двенадцатый сезон лиги «Дебют» завершён



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Санкт-Петербурга на сегодня

Другие новости Санкт-Петербурга

Частные объявления в Санкт-Петербурге




Новости от партнёров Russia24.pro


VIP

В исторических парках покажут любимые мультфильмы от СТС Kids ко Дню защиты детей



Все новости часа на 123ru.net
Санкт-Петербург

Виллиам де Оливейра не смог назвать «Зенит» «народной командой»

<

>
Moscow.media <::
:: Санкт-Петербург на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие регионы России

Новости Санкт-Петербурга

Новости Санкт-Петербурга


Санкт-Петербург

Двенадцатый сезон лиги «Дебют» завершён


Авто в Санкт-Петербурге


Спорт в Санкт-Петербурге



Новости тенниса


WTA

Пресс-служба WTA мемом отреагировала на тяжёлую победу Свёнтек над Осакой


Здоровье в Санкт-Петербурге


Экология в Санкт-Петербурге


Коронавирус в Санкт-Петербурге


Музыкальные новости


Певица

Певица Рита Дакота заявила, что лицо покрылось прыщами после совета косметолога


Власть


Россия


Rss.plus


ЦСКА

Почта России помогла детям-подопечным благотворительных фондов встретиться с футболистами ЦСКА


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня



Russia24.pro — вся правда о России и из России 24/7 (сегодня и сейчас).

Russia24.pro — федеральная интернет-платформа медийных ресурсов регионов России в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. Russia24.pro — ваши новости сегодня и сейчас в Санкт-Петербурге.

Все авторы публикаций — на SMI24.net (с комментариями 24/7) от Smi24.net (облегчённая версия международной платформы 123ru.net с учётом действующего законодательства РФ в отношении СМИ). Все новости на английском языке сегодня и сейчас — тут.

Опубликовать новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь, а также на страницах партнёрских проектов 103news.com и RSS +

Санкт-Петербург на Ria.city

Светские новости (слухи, сплетни, сарафанное радио, шоу-бизнес, рейтинги)



Самые свежие публикации часа



Russia24.pro — информационно-просветительский интернет-канал про всё, что происходит сегодня и сейчас и происходило когда-то (в архиве, в календарном формате) во всех регионах России (не путать с федеральным ТВ каналом "Россия 24") — новости, статьи, сообщения, реплики, высказывания, комментарии из самых дальних уголков страны, конкретных регионов, городов, сёл и деревень от конкретных источников в текущее время с ежеминутно авторизованным обновлением контента (тексты, фото, видео) на основе уникальной авторской технологии обработки большого количества данных в единицу времени (в настоящее время, это — более чем 20 000 источников публикаций ежедневно со всего мира и, практически на всех популярных языках планеты) в формате онлайн. Russian24.pro — всегда свежие новости без купюр и модерации на канале Россия24.про, а также глобальных дочерних гео и тематических проектах News-Life.pro, News24.pro, BigPot.News и старейшей базовой платформе новостей 123ru.net, а так же её сателлитах. Мы — дорожим Вашим временем и каждым мнением и никогда не навязываем своего видения событий. Точка зрения редакции не всегда совпадает с толкованием авторов и текстами опубликованных новостей и статей. Спасибо, что сейчас Вы — с нами и в мире. Бесплатная публикация новостей доступна в любом городе и регионе на любом языке (определяется автоматически) по ссылке и — внизу каждой страницы.


News Every Day

Fentanyl distribution indictment follows Westminster traffic stop


Game24.pro