Шахматный порядок для объектов культуры Севастополя — не панацея?
В Севастополе культурная жизнь всегда била ключом. Причём, театралов всегда было больше, чем киноманов.
Поход в театр – это настоящий праздник, когда все заботы и бытовые трудности уходят на второй план, и, хотя бы два часа можно отдаваться прекрасному.
Отличительной особенностью театрального искусства является возможность через образ живого действующего человека окунуться в атмосферу музыкального, танцевального или литературного творчества, погрузиться в мир фантастики или другой эпохи, проникнуться магией театрального действа.
В Севастополе театры продолжают работать, вот только пандемия внесла свои коррективы в работу театральных коллективов, а ведь нельзя забывать, что люди искусства нуждаются в не меньшей поддержке, чем тот же малый бизнес, о котором так много говорят, в том числе и на федеральном уровне в контексте государственной поддержки.
Вообще с духовной жизнью что-то идёт не так. Вливается много денег в инфраструктуру, чиновники отчитываются о госзакупках на те или иные нужды материального характера, а вот забота о людях уходит на второй, а может даже на последний этап заботы государства в период пандемии.
Это очень остро ощущается особенно в Севастополе. Благие намерения и помпезные проекты уже давно стали каким-то ужастиком «нашего городка».
Особо одарённые чиновники и депутаты «местного разлива», а также заезжие молодцы и девицы демонстрируют светский подход в освоении бюджетных средств – главное вовремя в красивом платье или пиджаке заявить о яхтенной марине или летней эстраде «Ракушка», из которой хотели сделать монументальный проект мирового уровня, а получилось, что «сели в лужу».
Вместо этих ажиотажных конвульсивных действий гораздо приятнее и полезнее использовать классические методы уже полюбившихся севастопольцам и гостям города театральных площадок театров им. Луначарского, им. Лавренёва, театра Елизарова, постановки под открытым небом в Херсонесе, Севастопольский театр юного зрителя, севастопольские коллективы сельских клубов и различных центров культуры Севастополя.
Приоритет нужно отдавать живым людям, заботиться об их досуге и здоровье, помогать в критических ситуациях, и, вообще, координировать вопросы культурного взаимообмена города в общероссийском ключе.
А пока создаётся впечатление, что каждый творческий коллектив города существует сам по себе со своими проблемами и тревогами.
Как государство решает проблему посещения театров сегодня?
Например, Роспотребнадзор рекомендовал рассаживать зрителей в шахматном порядке.
Однако руководители российских театров не оценили эту идею, так как зритель приходит получить комплект услуг, в том числе и поход в буфет, и общение с друзьями, которое будет просто невозможно, и вообще сама атмосфера из-за этих ограничений будет иметь негативный характер.
Художественный руководитель театра «Современник» Виктор Рыжаков так охарактеризовал проблемы объектов культуры:
«Театр, как и другие учреждения культуры, всегда был наиболее уязвимой с экономической точки зрения структурой. Пандемия коронавируса поставила под угрозу существование многих театральных компаний — прежде всего, маленьких, региональных.
Без государственной и меценатской поддержки справиться невозможно: спектакли отменены, билеты не продаются, доход театра равен нулю. Вот такая простая формула. <...>. Мы следим за опытом зарубежных коллег, рассматриваем разные форматы работы на будущий сезон, но, конечно, ничто не способно заменить тот непосредственный, безусловный контакт художника и зрителя, в котором и рождается театр».
Конечно, было бы неправильным говорить о том, что соблюдать правила безопасности в условиях коронавирусной инфекции не надо, и масочный режим нужно отменить.
Нет, это не так. Здоровье прежде всего, и методы профилактики имеют свою положительную сторону для физического здоровья.
Но в плане духовного воспитания и общего настроения людей, которые могут свободно посещать театры, пусть даже в маске имеют свой позитивный эффект, и шахматная рассадка зрителей вряд ли оправдана на сто процентов.
В этом смысле хочется привести один яркий пример воздействия искусства на людей, дающий право утверждать, что именно сила духа помогает преодолевать беды, разруху и войны.
9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая симфония до мажор Дмитрия Шостаковича, получившая позже название «Ленинградская».
В мае 1942 года партитура была доставлена в осажденный город самолетом. На концерте в Ленинградской филармонии Симфонию №7 исполнял Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера Карла Элиасберга. Некоторые из оркестрантов умерли от голода, их заменили музыканты, отозванные с фронта.
Вот она, сила искусства, и подвиг русского народа, который нельзя сломить и поставить на колени никакими угрозами и даже самой смертью.
Как бы не сложилась дальнейшая обстановка в связи с угрозой коронавирусной инфекции, жизнь на этом не останавливается.
Создавать искусственные барьеры и лишать людей творческих радостей, не станет панацеей во всех смыслах этого слова.
Без культуры сегодня нет полноценной жизни, это мощное идеологическое оружие, которое стоит на страже национальных интересов нашей страны.